ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОУ СОШ №12
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ПРОЕКТА
«Информатизация системы образования»
В современном обществе наиболее важным и значительным товаром становится информация. Процесс информатизации направлен на повышение качества образования, удовлетворяющего потребностям развития общества. Для школы процесс информатизации – изменение содержания, методов и форм образовательной подготовки школьников на этапе перехода к жизни в условиях информационного общества, подготовка учащихся к умениям успешно и самостоятельно строить свою жизнь в быстро развивающемся обществе. Процесс информатизации школы – это поиск новых способов жизни.
Реализация программы информатизации позволяет эффективно организовать учебный процесс, опираясь на последние достижения науки, анализировать результаты деятельности всего коллектива и каждого ее участника в процессе обучения, выявлять уровень эффективности внедрения информационных технологий в образовательный процесс
В 2008-09 учебном году основная цель информатизации нашей школы состояла в переходе на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и информационных технологий во всех структурных подразделениях школы.
Общий обзор ИКТ-обеспечения образовательного учреждения:
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АДМИНИСТРАЦИИ ОУ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
В рамках информатизации в 2008-2009 учебном году решались следующие задачи:
- Создание школьной медиатеки.
- Повышение квалификации и методической поддержки учителей в области использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе (курсы по основам информационно-коммуникационных технологий для начинающих, курсы по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе).
- Организация образовательного процесса с использованием информационно- коммуникационных технологий (проведение уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий; написание учащимися совместно с учителями-предметниками презентаций, сайтов для компьютерной поддержки уроков.
- Определение, апробация и внедрение современных подходов к применению информационных технологий и телекоммуникаций в образовании.
- Создание банка программно-педагогических средств для использования компьютерной техники в учебном процессе (электронные мультимедийные учебники, контролирующие и обучающие программы по предметам, автоматизированные лабораторные практикумы, компьютерные справочники и энциклопедии и т.д.).
- Формирование информационной культуры учащихся, повышение их уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки в области современных информационных технологий.
- Использование информационно-коммуникационных технологий в работе школьных средств массовой информации (выпуск школьной газеты).
- Организация досуга школьников (вовлечение учащихся в проектную деятельность с использованием средств информационно-коммуникационных технологий).
- Организация доступа к средствам информационно-коммуникационных технологий и оказание помощи в их применении обучающимся и сотрудникам школы, проведение и консультирование научно-исследовательской деятельности учащихся, связанной с применением информационно-коммуникационных технологий.
Развитие информационно-управленческой системы (ведение школьной базы данных; делопроизводство на ПК, внедрение управленческих баз данных, компьютерная поддержка расписания).
Информационное взаимодействие с другими образовательными учреждениями (организация постоянного доступа в Интернет).
Обслуживание, ремонт, усовершенствование технических средств.
Создание локальной сети
Без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу. Сегодня, как никогда важен переход на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и информационных технологий во всех областях деятельности школы. Большинство учителей школы систематически используют информационные технологии в практической деятельности.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
С целью повышения эффективности методической работы, полной реализации запросов педагогов в школе начата деятельность по созданию единого информационного пространства и четкого регулирования информационных потоков научно-методической документации. Через Интернет учителя школы имеют возможность познакомиться с новыми педагогическими технологиями, материалами, условиями Всероссийских конкурсов и олимпиад и принимать в них участие.
Ведется работа по созданию следующих баз данных:
- база данных по педагогическим кадрам
- база данных по отслеживанию результатов обучения
- база данных о выпускниках школы
- база данных психологической службы
- предметные презентации ( математика, физика, химия, информатика, биология, география, русский язык, иностранный язык)
- электронные дидактические материалы по предметам
В течение года велась работа по систематизации, обновлению и пополнению информационных ресурсов образовательного процесса, расширению использования мультимедийного сопровождения.
ОБЗОР МЕРОПРИЯТИЙ, ПРОВЕДЕННЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ
Активно применялись средства ИКТ по следующим направлениям:
1. Проведение уроков по различным предметам с использованием ИКТ
Уроки с применением компьютерных технологий проводились при изучении нового материала: лекций с использованием мультимедийного проектора. Учителя школы имели более широкие возможности предъявления ученикам наглядных, звуковых средств, документальных и справочных материалов. Использование ИКТ позволило перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным объектом учебной деятельности.
Всё это способствовало повышению интереса у учеников, особенно слабоуспевающих, к предметам. Была частично решена проблема дефицита наглядных пособий. Многими учителями использовалась возможность самостоятельной индивидуальной работой над новой темой наиболее подготовленных учеников, в т.ч. и с использованием ресурсов ИНТЕРНЕТ. Использование ИКТ на уроках школе позволило развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств
2. Интеграция информационных технологий в преподавание предметов
Внедрение информационных технологий в преподавание различных предметов – является одной из задач информатизации школы. Такая интеграция осуществлялась по двум направлениям: использование уроков информатики для закрепления знаний по другим предметам; проведение занятий по предметам в компьютерном кабинете.
3. Использование электронных учебных материалов с компакт дисков для учебных целей
Учителями школы использовались следующие электронные пособия и электронные учебники по предметам. Использовались различные электронные словари, справочники, энциклопедии, электронные библиотеки и т.п., необходимые для преподавательской работы.
4. Использование ресурсов Интернета для учебных целей.
Учителя школы использовали в своей работе информационные ресурсы Интернета.
Это материалы Федерации Интернет-образования (сайт сетевого объединения методистов, журнал «Вопросы интернет-образования»), отдела образовательных проектов фирмы «КиМ» («Виртуальная школа КиМ»), дистанционные уроки конкурса «Дистанционный учитель» и другое, что является основой для повышения информационной культуры педагога и формирования новых образовательных целей.
5. Разработка методических пособий, раздаточного материала в электронном виде.
Учителями школы и учащимися созданы презентации Microsoft PowerPoint – в качестве видеоконспектов по различным предметам.
6. Повышение квалификации педагогов.
Преподаватели все больше используют новые информационные технологии для самообразования и используют компьютер для повышения интереса учащихся к предмету. Использование информационных технологий позволяет обновлять методы и приемы педагогической деятельности. Значительное внимание уделено обучению учителей-предметников по использованию в своей работе компьютерных технологий. Обучение и совершенствование навыков владения компьютером осуществляется через специально организованные курсы, которые уже закончили многие учителя-предметники.
7. Проектная деятельность учащихся
Учащимися школы созданы различные научно-исследовательские проекты по различным дисциплинам (информатике, математике, биологии, истории)
8. Сбор, подготовка и выпуск школьной газеты.
Использование ИКТ для создания и выпуска школьной газеты «Альтаир». Выпускает газету школьная редакция, в состав которой входят учащиеся 5-11 классов. Ребята подбирают материалы для газеты, пишут статьи, заметки, репортажи с места событий.
9. Работа кружка журналистов.
Использование компьютерных технологий помогает в решении важной задачи – повышению общей информационной культуры учеников. А информационная культура в целом сейчас не только обеспечивает успешное обучение и профессиональную деятельность, но и является одним из условий социальной защищённости личности в информационном обществе. В 2008-2009 году в школе работал кружок «Журналист». Учащиеся на занятиях кружка знакомились с основами мастерства журналистики.
10. Информационные технологии в работе школьной библиотеки
В целях формирования информационной культуры личности наша библиотека использовала самые разнообразные формы работы: библиотечные уроки («Научно-познавательная литература», «Справочная литература»,«Поиск информации», «Информация, ее хранение, систематизация и способы передачи»), экскурсии, беседы, обзоры, Дни библиографии, консультации и др. Разработан курс "Основы информационных знаний". В него вошли следующие темы: Библиотека в информационном мире.
обзор деятельности школьной команды
Школьная команда создана в целях активного продвижения проекта ИСО в практику работы школы, она объединяет педагогов, заинтересованных в освоении ИКТ в учебном процессе, обеспечивает координацию методической работы по развитию процессов информатизации. Именно перед школьной командой была поставлена задача стать «движущей силой» информатизации школы, вовлекая в этот процесс не только педагогов, но и учащихся. Следовательно, создание современной информационной среды становится главной задачей администрации ОУ. Для решения этой и многих других задач проекта ИСО руководителю ОУ необходимы помощники, коими и являются члены школьной команды. Школьная команда создана с целью активного продвижения информационных технологий в практику работы школы, для координации методической работы по развитию процессов информатизации ОУ.
Главными задачами , стоявшими перед школьной командой в 2008-2009 учебном году были:
u Разработка Программы Информатизации МОУ СОШ №12.
u Использование консультационно-образовательных возможностей ММЦ для создания ИКТ – насыщенной среды школы, овладения педагогами компьютерной грамотностью.
u Создание организационно-мотивационных условий для широкого использования учителями в педагогической практике информационных технологий.
u Методическое обеспечение участия педагогов в конкурсах педагогических инициатив.
u Создание в МОУ СОШ №12 копилки уроков с использованием ИКТ.
u активное внедрение в практику школ цифровых образовательных ресурсов.
u создание локальной сети, объединяющей кабинет директора и заместителей директора.
Основные направления деятельности школьной команды
на 2009-2010 учебный год:
u внедрение автоматизированной системы управления школой «Хронограф»;
u создание фонда обучающих и контролирующих программ по предметам, включая мультимедиа технологии;
u формирование учебно-методических комплексов по различным предметам школьного курса;
u Накопление тематических энциклопедий и программного обеспечения по предметам;
u школьный Web-cайт;
u обеспечение свободного доступа учителей и учащихся школы в Интернет.
u обеспечение подготовки учащихся к ЕГЭ по различным предметам с использованием ИКТ;
u создание электронных портфолио учителей и МО
u Организация интернет-клуба для учителей школы;